Источники Каббалы


Фундамент средневековой каббалы был заложен в Вавилонии и Византии в VII-VIII вв., когда появилось довольно много мидрашей с выраженными каббалистическими тенденциями. Предметом исследования некоторых из них (например, «Алеф Бет раби Акивы» и «Мидраш га-Коген») были тайны создания и структуры вселенной. Другие сочинения того же периода описывают небеса, которые представляют собой семь небесных дворцов (так называемых гейхалот), и священную колесницу (Меркава). Эти ранние намеки на мистическую космогонию, космологию и теософию в IX в. ожили в Италии и Германии, а потом и в Испании, которая в XIII в. стала центром каббалы.

Сефер Йецира

Наиболее древним источником Каббалы является книга «Сефер Йецира» (ивр. ספר היצירה‎ — «Книга творения»), написанная в XVI—XVII веках до н. э. По мнению каббалистов автором этой книги является праотец Авраам.По другой версии книга написана во II веке н. э. рабби Акивой согласно идеям праотца Авраама.

Каббалисты считают Авраама первым в истории человечества, осознавшим единство всех индивидуумов и процессов, овладев духовной технологией Каббалы. По мнению каббалистов Авраам был первым человеком, сумевшим изменить свою судьбу. У Авраамa не должно было быть детей от его жены Сары. Однако благодаря огромной заботе Авраамa о ближнем произошло чудо и родился Исаак. (Всё, что сказано об Аврааме как причине его поступков, следует понимать как то, что эти поступки исходят не из его воли, а из воли Творца. Если у кого-то есть желание поработать над исправлением этих ошибок - было бы неплохо для всех).

Сефер га-Багир

Из всех каббалистических текстов книга «Багир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего - в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментарии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Багир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар». Название «Багир» происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте: «Теперь не видно яркого света (Багир) в облаках...» (Иов, 37:21). Эту книгу называют также (в частности Рамбан) «Мидраш раби Нехуниа бен га-Кана». Возможно, причина этого заключается в том, что имя раби Нехуниа приводится в самом начале этой книги, однако большинство каббалистов приписывают «Багир» ему и его школе. Именно по этой причине существует предание, что «Багир» был написан амораим – последними мудрецами Талмуда. (А. Каплан, предисловие к «Багир»). Хотя «Багир» является совсем небольшой книгой (всего около 12 000 слов), его очень высоко ценили те, кто исследовал тайны каббалы. Выдающийся каббалист XV в. раби Иуда Хайит писал: «Сделай эту книгу короной на своей голове». Большая часть текста очень трудна для понимания, поэтому глава цфатской каббалистической школы раби Моше Кордоверо (1522-1570) говорил: «Слова этого текста - сияющие (Багир) и сверкающие, но их блеск может ослепить глаза». Впервые «Багир» был выпущен в свет около 1176 г. прованской школой-каббалистов и имел хождение в виде рукописи в ограниченном кругу адептов. Первое печатное издание появилось в Амстердаме в 1651 г., последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Самым лучшим изданием из всех является опубликованное в Иерусалиме (1951) раби Реувеном Марголиусом вместе с его комментарием «Ор ха-Багир» («Свет Багира»).

В «Багире» утверждается, что углубление в тайны Маасе меркава так же приемлемо, как и молитва (§ 68), но предупреждается, что оно невозможно без впадения в заблуждение (§ 150). В «Багире» содержится учение о десяти Сфирот, чьи имена (за исключением трех из них) приводятся в тексте, особенно интересна их последовательность и отношение к вселенной, дням недели и человеку (например, к обрезанию). Рассматривается понятие гилгул (перевоплощение). Оно используется для объяснения проблемы кажущейся несправедливости и того, почему страдают и рождаются калеками даже невинные младенцы. Учение о гилгул получило дальнейшее развитие в «Зогаре» и еще подробнее - в «Сефер Гилгулим» и других писаниях школы Ари. Другие темы «Багира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита, из которых упоминаются пятнадцать. Обсуждаются - обычно в контексте Сфирот такие понятия, как тефилин, цицит, лулав и этрог, а также понятия, присутствующие в «Сефер Йецира», например Тридцать два Пути Мудрости (§ 63), двенадцать диагональных границ (§ 95), а также тема «Ось, Сфера и Сердце» (§ 106). Вообще числа играют в книге «Багир» весьма знаменательную роль. Вводятся два необычных понятия, связанные с ангелами или ангельскими силами. Одно из них - Цура, которое буквально означает «форма», другое - Кома, которое можно перевести как «структура», «тело» (§§ 8, 166). Другие термины, применяемые к ангелам, - Начала (Манхигим) и Служители (Пкидим). Важнейшее откровение «Багира» - различные имена Всевышнего (§ 112). Говорится и об Имени, которое упоминается в Талмуде и состоит из двенадцати букв (§§ 107, 111), и о семидесяти двух комбинациях Имени, являющихся производными (§§ 94, 107, 110). Это Имя упоминается в ранних талмудических источниках. В «Багире» также содержится учение о Цимцум, т.е. о самосжатии Божественного Света, но оно дано в наброске. Раби Берахиа говорит, что Свет уже существовал, но у Царя не было для него места, в которое его можно было бы поместить. Только после того, как было подготовлено «место», этот Свет смог открыться. Подробное учение о Цимцум позднее разработал Ицхак Лурия (1534-1572). Цимцум - один из самых главных философских принципов каббалы, ставший для многих ученых источником путаницы (А. Каплан).

Книга Зогар

Наиболее знаменитой каббалистичесой книгой является Книга Зогар (ивр. זוהר‎, «Сияние»), написанная во II—III веке н. э. р. Шимоном бар Йохаем и опубликованная в XIII веке раби Моше де-Леоном.

По преданию р. Шимон бар Йохай сo своим сыном Элазарoм 13 лет изучал тайны каббалы в пещере. Позже, Шимон бар Йохай обучал Каббале своих учеников и написал книгу Зоар. Каббалисты считают Зоар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой. Многие из них рекомендуют содержать её в каждом доме. Чтение Зоара вслух, не обращая внимание на его содержание, просто для "пользы души" (каббалисты считают, что чтения Зоара имеет положительное влияние на подсознательном уровне), стало распространённым обычаем, особенно среди сефардов. В XVI в. Зоар был впервые напечатан в Италии и имел такой авторитет, что любой ученый, имеющий деньги, желал его приобрести. Читателями книги были и христиане, которые интересовались еврейским мистицизмом и возможностями его христианской интерпретации.

Учение Ари

Значительный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р. Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).

Oн разработал принципиально новую систему изучения Каббалы (Лурианская каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי‎). Эта книга стала второй по важности после Книги Зоар. Книга Эц Хаим («Дерево Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».

Лурианская каббала является основой как сефардской Каббалы с XVI века, так и хасидской Каббалы, появившейся в XVIII веке. Практически все современные каббалистичесие направления изучают Лурианскую каббалу.

Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т.п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.

В основе Лурианской каббалы лежат четыре идеи: «Эйн-соф» (бесконечность) сжался, образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершенен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами — клипот, или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить тиккун — возвращение божественных искр Божеству, — для чего необходимо установить в мире божественный порядок и царство закона.

Каббала Лурии — это собственное истолкование Зоара, мудрость которого он постигал в уединении на берегах Нила. Среди евреев распространились легенды о сверхъестественной мудрости Лурии и его учеников. В этих рассказах Лурия предстает как великий пророк.

kabbala.mlhost.ru | Все права на размещенные материалы принадлежат их владельцам