Влияние Каббалы

на знаменитых философов и учёных


Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как Платон, Аристотель, Ф. Шеллинг, Ф. Баадер, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг, Исаак Ньютон и многие другие мыслители.

Пифагор и Каббала

Биограф Хермипус из Смирны писал, что Пифагор основал большинство своих теорий на еврейской мудрости.Др Сет Панкост писал «Пифагор одна из выдающихся личностей своего времени; он не только был впереди своего времени, но и был Каббалистом высокого уровня».

Платон и Каббала

Физик из Оксфордского университета Сэр Роджер Пенроуз писал в своей книге «Тени разума» (Shadows of Mind) «С точки зрения учения Платона математические концепции и истины создают свой собственный мир, вне рамок времени и физического местонахождения. Мир идеальных форм Платона отличается от физического мира.» Исаак Ньютон писал о Платоне: «Платон путешествуя в Египет,в котором проживало много евреев, изучил у них метафизические воззрения о причинах всего происходящего, которые он называл идеями, а Каббалисты называют сфирот».

Спиноза и Каббала

Соломон Маймон, в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма: "Каббала – это только расширенный спинозизм" ("erweiterter Spinozismus"). Впоследствии К. Зигварт, А. Крохмаль, Я. Фройденталь, Г. Вольфсон, С. Дунин-Борковский, И. Сонн, так же как Г. Шолем, были очень внимательны к каббалистическим следам в философии Спинозы. Как отмечал еврейский исследователь Исайя Сонн, в 17 в. противники Спинозы утверждали, что философское содержание его «еретической» философии было почерпнуто из каббалы, в то время как ее математическая форма унаследована от философии Декарта. Спинозизм, таким образом, – это "каббала в геометрической одежде". В те времена связь спинозизма с каббалой использовалась как обоснование для его суровой критики. Например, картезианцы считали, что Спиноза исказил философию Декарта из-за своей зависимости от каббалистических идей, и даже такой выдающийся мыслитель как Н. Мальбранш соглашался с этим обвинением. Одна из первых и наиболее известных попыток связать философию Спинозы с каббалой была заявлена двумя книгами И. Г. Вахтера, вышедшими в самом начале 18 века. Первая – «Der Spinozismus im Judenthums, oder, die von dem heutigen Judenthumb und dessen Geheimen Kabbala, vergoetterte Welt, an Mose Germano sonsten Johann Peter Spaeth von Augsburg geburtig befunden under widerleget» – появилась в Амстердаме в 1699 году. В ней Вахтер занял очень отрицательную позицию по отношению к каббале, и тем самым также осудил еретика Спинозу и атеистическую философию, предположительно проистекающую из каббалы. Однако во второй книге – «Elucidarius Cabalisticus sive reconditae Hebraeorum philosophiae recensio» (Romae, 1706) – Вахтер дает краткий очерк еврейской оккультной философии и ее связи со Спинозой. В этой книге он утверждает, что каббала – это «спинозизм до Спинозы» ("Spinozismo ante Spinozam"), и тем самым реабилитирует Спинозу от своих прежних обвинений. Лейбница также заинтересовала эта проблема. В «Теодицее» он пишет: «Один немец, уроженец Швабии, несколько лет тому назад ставший иудеем и распространявший свое догматическое учение под именем Моисея Германуса, смешав это учение с воззрениями Спинозы, думал, что Спиноза возродил древнюю Каббалу евреев; кажется также, что один ученый [Вахтер], опровергавший этого еврейского прозелита, разделял такое мнение о Спинозе”. Сам Спиноза признавал, что изучал каббалистические книги, но выразил чрезвычайно отрицательное отношение к ним: «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться». Однако Дунин-Борковский правильно прокомментировал это место: «Контрасты иногда бывают источником подстрекательства и возбуждения». Уничижительное замечание Спинозы в «Богословско-политическом трактате» было адресовано каббалистической экзегезе Библии; оно не имеет никакого отношения к вопросу о влиянии каббалы на его философию, например, на концепцию имманентности.(См.: Нечипуренко В.Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, №1. С.13-21).

Исаак Ньютон и Каббала

латинский перевод книги Зогар пренадлежавший Исааку Ньютону

В книге «Религия Исаака Ньютона» Франк Мануэль писал: «Ньютон был уверен, что Моисею были известны все научные тайны». Др.Сет Панкост писал «Ньютон был ведом к открытию физических законов(сил притяжения и отторжения) изучением Каббалы». В библиотеке Ньютона был найден латинский перевод книги Зоар «Kabbala Denudata», хранящийся ныне в «Trinity College» в Кембридже.
Исаак Ньютон основывал свои научные исследования на философских постулатах. В частности он писал:
«В предыдущих книгах я изложил начала философии, не столько чисто философские, поскольку математические, однако такие, что на них могут быть обоснованы рассуждения о вопросах физических. Таковы законы и условия движений и сил, имеющие прямое отношение к физике. Чтобы они не казались бесплодными, я пояснил их некоторыми физическими поучениями»
'Математические начала натуральной философии" (1686 г.) Ньютона Книга III. О СИСТЕМЕ МИРА. (стр.501)

kabbala.mlhost.ru | Все права на размещенные материалы принадлежат их владельцам