История развития учения Каббалы


«Каббала» в переводе с иврита означает «получение», то есть, обретение особого знания, которое, в наше время, доступно каждому человеку. Но некогда это учение, было тайным. Оно зародилось на территории Междуречья около четырёх тысяч лет назад в Вавилонский период. Основатель Каббалы, житель древнего города Ур Халдейский, Авраам, открыл возможность постичь ту область мироздания, которая недоступна человеку в восприятии пяти естественных органов чувств. Он сумел овладеть этой методикой и, собрав группу приверженцев, передал ученикам свой способ постижения скрытой от нас части мира. С тех пор это тайное знание переходило из поколения в поколение посредством очень незначительного, ограниченного числа последователей.

Передавалось оно всегда из уст в уста, от учителя к ученику. Во все времена, вплоть до нашего века, существовал очень узкий круг каббалистов. В настоящее время Каббала, напротив, получает все более широкое распространение, так как у человечества появляется желание узнать о ней, изучить ее, применить эти знания в силу того, что они могут быть нам очень полезны, особенно сейчас, когда мир близок к всеобщему кризису.

Этапы формирования учения Каббалы, связаны с ростом человеческого эгоизма. Чем дальше человек от животного, чем больше в нём разнообразных человеческих желаний, тем сложнее становится и его система знаний. Знания о нашем мире систематизируются и превращаются в обычные науки. Знания о цели и смысле существования, то есть духовные знания, систематизируются и превращаются в научный подход в Каббале. Каждый этап формирования учения, завершает большой каббалист, систематизирующий всё, что сделано до него и предлагающий новые пути.

Каббала в первых поколениях

Первым поколениям для развития в себе ощущения духовного не нужно было учение или методика. Они были способны из простого существования развить в себе эти способности. Это продолжалось от Адама до Авраама. До Адама наш мир существовал, не будучи ещё отделён от духовного, и потому не было в нём ни малейшей свободы воли. Поэтому Адам называется первым человеком.

Возникновение методики

Начиная с Авраама человеку для развития в себе ощущения духовного необходима уже методика, необходим обмен знаниями и поддержка других людей, необходим учитель. Поэтому Авраам организует вокруг себя группу учеников, которым преподаёт методику Каббалы, вводя их в ощущение и исследование духовного мира. Часть учеников Авраама расходится по миру.

Возникновение массовой методики

Следующий период продолжался от Моисея до Шимона бар Йохая. В этот период была уже необходима поддержка большого окружения, так называемое «поручительство» друг за друга всех стремящихся к ощущению духовного, причём в массах. Плюс есть необходимость в физических действиях и ограничениях. В этот период люди могли развить в себе ощущение духовного, ограничивая своё тело в наслаждениях. Отголосками из этого периода к нам дошли веяния аскетизма и прочих ограничений на тело. Но эти методики, по мнению каббалистов, не работают вот уже почти 2 тысячи лет. Ещё в начале этого периода, Царь Давид формулирует, что цель - постижения Творца:
Познай Творца, отца своего, и работай для Него
Царь Давид (Танах, Диврей а-ямим(Летописи) I 28; 9).

Каббала в период до Ари

Следующий период продолжался до времени Ари (XVI-ый век). В этот период работают методики скурпулёзного приведения в соответствие физического существования его духовному корню. Человеку уже не нужно угнетать своё тело, но необходимо чётко ограничивать его в соответствии с духовным корнем, чтобы оно в каждом своём движении напоминало человеку о Творце. Также появляется необходимость в изучении книг, описывающих духовные миры.

Лурианская Каббала

Начиная со времени Ари появляется необходимость в научном подходе к изучению Каббалы. Поэтому запрет на изучение каббалы был снят и более того, многие каббалисты XVI и последующих веков стали настаивать на обязательности раскрытия Каббалы всем. Ею могут заниматься все, вне зависимости от пола, возраста, национальной и религиозной принадлежности. Все запреты существовали только до XVI века. И установили их сами же каббалисты. Оберегая тех, чьи души еще не достигли соответствующего уровня развития, каббалисты принимали в ученики только прошедших строгий отбор. Ари закладывает основы научного подхода к Каббале, систематизировав учение и изложив его не в виде аллегорий, как было принято до него, а виде точных формулировок и определений. Такая форма Каббалы называется по его имени - «Лурианской».
Благодаря изучению Каббалы наступает расцвет Хасидизма, когда сотни людей входят в ощущение духовного. Этот период продолжался до времени Бааль Сулама, а затем, начиная с последнего десятилетия XX века наступил новый этап.

Развитие учения Каббалы Бааль Суламом

Бааль Сулам продолжил развивать Лурианскую Каббалу, с опорой на практику постижения духовного мира, придав ещё большую чёткость её тезисам и выводам.

Уровень развития желаний у человека в отдельности и у всего человечества в целом диктует новые формы методики и исследования. Теперь для развития в себе ощущения духовного необходимо не просто изучение Лурианской Каббалы, а её массовое расспространение. Сегодня миллионы людей начинают ощущать потребность в Каббале, и остановить этот процесс невозможно. Стремление к Творцу заложено в природе творения, и сейчас это начинает проявляться в явном виде. Всё определяет только желание. Если человек желает, значит, уже созрел для этого, и на него не действует никакой запрет.

kabbala.mlhost.ru | Все права на размещенные материалы принадлежат их владельцам